Translate

четверг, 30 сентября 2010 г.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ УЧЁНЫХ.

Я думаю, что не сильно погрешу против истины, если скажу, что большинство серьёзных учёных и не догадывается, что 90-95% трудов Исаака Ньютона - богословские. Ньютон был глубоко верующим человеком «и много сил потратил на то, чтобы точно определить время создания и конца того временного мира, в котором он жил, для понимания которого он открыл законы всемирного тяготения. Законы мира, которые он открыл, для него были законами временного, имеющего конец мира.



К Апокалипсису он относился как к истине, указывающей ближайшее будущее. Свое пустое пространство он рассматривал как атрибут Бога и в нем допускал "как бы мгновенное" действие сил тяготения на расстоянии, что казалось для науки его времени невозможным и кажется таким и теперь. В действительности он ввел в науку теологическую мысль, допуская "чудо", постоянно существующее и непрерывно действующее, проявление - атрибут единого Бога» ( В.И. Вернадский ).

Я привёл в пример Ньютона, чтобы показать, что большая часть открытий учёных может быть нам недоступна и часто мы сами тому виной, потому что не желаем верить в то, что великий учёный может иметь неординарную точку зрения не только в своей узкоспециальной области. Здесь я привожу «ненаучные» высказывания известных учёных:

Леонардо да Винчи (см. также):
"И поистине всегда там, где не достает разумных доводов, там их заменяет крик, что не случается с вещами достоверными. Вот почему мы скажем, что там, где кричат, там истинной науки нет, ибо истина имеет одно единственное решение, и когда оно оглашено, спор прекращается навсегда. И если спор возникает снова и снова, то это наука лживая и путаная, а не возродившаяся достоверность".

И. Ньютон:
«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов»

"Оппозиция набожности - атеизм в профессии и идолопоклонстве практически. Атеизм является ... бессмысленным и одиозным к человечеству..."

Блез Паскаль:
«Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки»

«В наши времена, когда истина скрыта столькими покровами, а обман прочно укоренился, распознать истину может лишь тот, кто горячо ее любит»

«Горе людям, не знающим смысла своей жизни»

«Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; но все таки надо искать ее потому, что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь»

«Каждую книгу нужно уметь читать»

«Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумие»

«Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают»

Жан-Батист Ламарк:
«Пожалуй, лучше, чтоб вновь открытая истина была обречена на долгую борьбу, чем чтобы любое порождение человеческой фантазии встречало обеспеченный приём»

Т. Гексли:
«Большая трагедия науки состоит в убийстве прекрасных гипотез низкими фактами»

Зигмунд Фрейд:
«Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или её ценностью, это значит, что он болен»

«Иногда сигара – всего лишь сигара»

Никола Тесла писал:
"... я уверен, что единый Космос объединен в материальном и духовном смысле. В космическом пространстве существует некое ядро, откуда мы черпаем всю силу, вдохновение, которое вечно притягивает нас, я чувствую его мощь и его ценности, посылаемые им по всей Вселенной и этим поддерживающие её в гармонии. Я не проник в тайну этого ядра, но знаю, что оно существует, и когда я хочу придать ему какой-либо материальный атрибут, то думаю, что это СВЕТ, а когда я пытаюсь постичь его духовное начало, тогда это - КРАСОТА и СОЧУВСТВИЕ. Тот, кто носит в себе эту веру, чувствует себя сильным, работает с радостью, ибо ощущает себя частью общей гармонии."

Альберт Эйнштейн (см. также):
«Вы действительно считаете, что Луна существует только, когда вы на неё смотрите?»

«Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей»

«Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, - это пример великих и нравственно чистых личностей»

«Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»

«Есть две бесконечные вещи - Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт Вселенной я не уверен»

«Здравый смысл - это сумма предубеждений, приобретённых до восемнадцатилетнего возраста»

«Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился»

«К величию есть только один путь, и этот путь проходит через страдания»

«Квантовая механика действительно впечатляет. Но внутренний голос говорит мне, что это ещё не идеал. Эта теория говорит о многом, но всё же не приближает нас к разгадке тайны Всевышнего. По крайней мере, я уверен, что Он не бросает кости»

«Математика - наиболее совершенный способ водить самого себя за нос»

«Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берёт начало из области религии. Оттуда же - вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего учёного без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии - хромая, а религия без науки - слепа»

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень»

«Образование - это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе»

«Религия, Искусство и Наука - это ветви одного и того же дерева»

«Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного»

«Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники»

«Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто её создал»

«Я пережил две войны, двух жён и Гитлера»

«Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица»

«Господь Бог изощрён, но не злонамерен»

«Гениальные мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно запомнить»

Нильс Бор:
«Если человек не понимает проблемы, он пишет много формул, а когда поймет, в чем дело, их остается в лучшем случае две»

Р. Фейман:
«Новые идеи придумывать очень трудно. Для этого требуется совершенно исключительное воображение»

ПИФАГОР.
"Это он довёл до совершенства геометрию после того, как Мерид открыл её начатки (так пишет Антиклид во II книге «Об Александре»)". Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

"Пифагор – явившийся в человеческом образе для исправления жизни рода смертных и общей пользы благой и человеколюбивый даймон, один из даймонов, населяющих Луну. Пифагор подтвердил правильность уподобления его Аполлону, прибавив, что пришёл творить добро и служить людям. Человеческий образ он принял для того, чтобы люди не смутились и не стали избегать обучения у него, почувствовав его божественную суть. Пифагора считали не человеком и не богом, а существом особого рода. Пифагор помнил свои прежние воплощения" («Метемпсихоз» (переселение душ))

Пифагор Самосский - первый философ, уже хотя бы потому, что именно он ввёл слово философия в практику. Впрочем, он недалеко ушёл от своих предшественников, именовавшихся мудрецами: описание его мировоззрения и поучения занимают значительную часть его лекций. Другая часть – геометрия и собственно философия: он не только был великим математиком, но и использовал математику для объяснения устройства мира, а занятия геометрией для его учеников являлись составной частью ритуала общения с богами. Каким образом? Насколько я понимаю, решение трёхмерных геометрических задач на двухмерной плоскости способствовало потере контроля над реальностью и упрощало «выход на прямое общение с божественным». Подобный принцип использован в русских (византийских/греческих) иконах, где обратная пропорция не только лишает ощущения физической реальности, но и как бы фокусирует всю грандиозность мироздания на человеке. К сожалению, сам Пифагор, похоже, ничего не записывал, поэтому ниже я привожу цитаты, записанные его учениками якобы с его слов:

Политика от Пифагора:
«Нет большего зла, чем анархия»

«Равенство, которого добивается толпа, величайшая из всех несправедливостей»

Этика от Пифагора:
«Самым хорошим человеком можно считать того, кто без постороннего совета может предвидеть, что ему полезно. Вторым человеком по достоинству – того, кто на примере случившегося с другим понял, что полезно ему самому. Самым плохим можно считать того, кто, поступая дурно, надеется на лучшее» (прим. сравните с «Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум - выдающийся, второй - значительный, третий – негодный» Макиавелли «Государь»)

«Неразумно обращать внимание на мнение всякого человека, особенно, если это мнение большинства людей»

«Правильно воспринимать и судить дано немногим, лишь людям посвящённым и знающим»

«Не менее неразумно и презирать восприятие и мнение всякого человека вообще. Такое отношение может привести к невежеству и неисправимости»

«Одних людей божественное изменяет к лучшему, других к худшему» (прим. соблазн?)

«Есть невезение врождённое, а не привнесённое»

«Есть три наиболее известных вида ошибочного и дурного желания: непристойность, неумеренность и неуместность»

Пифагор о душе:
«Переход душ с неба в воздушные слои (! прим. он знал о безвоздушности космоса?) и на землю совершается по воле Урана – генесиурга. От него, титанов, даймонов и богов люди получают на время бессмертную и нетленную душу. Ибо то, от чего она откололась тоже бессмертно»

«Душа входит в человеческое тело лишь в момент его рождения, а не в момент зачатия»

«Весь воздух полон душ: это их люди почитают даймонами и героями…»

«Люди счастливы (блаженны), когда душа становится доброй»

«Если же тело покинув, в эфир придёшь ты свободный (от всяких земных пороков), станешь богом бессмертным…»

«Только в тех животных, которые предназначены для жертвы богу, не входит душа человека».

«Эмоции находятся в сердце, сознание и интеллект - в мозгу»

«Любая душа имеет и божественную часть, через которую возникает общность душ, ума у друзей и единение с божеством»

«Души, пришедшие в этот мир для наказания, должны быть наказаны (прим. Но что есть наказание для души? Не телесные же страдания. Может, память о них?). Поэтому трудности являются благом, и не следует ни с кого снимать его ношу, а нужно, наоборот, помогать её взваливать»

Посмертное странствие души по Пифагору:
«Когда тебе суждено будет умереть, то, лишь душа твоя покинет мир подлунный …, ступай направо … тщательно остерегаясь соблазнов. Ты дойдешь до … храма Аида. Справа (слева) - источник, текущий из озера забвения Леты, … рядом с ним стоит белый кипарис. К этому источнику не подходи даже близко. Здесь охлаждаются опускающиеся души мертвых перед новым воплощением, чтобы забыть все былое. ... Дальше ты найдешь другой источник, текущий из озера Мнемозины — всеохватной памяти. ... Перед ним над водою — стражи. Они спросят тебя проницательно: «Кто ты, откуда ты, зачем ты пришел и чего тебе надо, что ищешь ты во мраке губительного Аида?» Объяви им всю правду. "... Я иссох от жажды и погибаю — так дайте же мне быстро испить холодной воды из источника, текущего из озера Памяти". И они сжалятся над тобой, повинуясь подземному царю... И тогда ты станешь блаженствовать с другими героями. И ты пойдешь по многолюдной священной дороге. По ней идут и другие славные телеты, вакханты и мисты. У перекрестка трех путей их встретят Минос, Эак и Радамант и рассудят, отправив разные души разными путями. И ты войдешь в величественный храм Аида и скажешь: «Я (душа) прихожу чистая из чистых, о царица преисподних - Ферсефона, о Эвклей-Эвбулей и другие бессмертные боги, привет вам! Я также горжусь происхождением от вашего счастливого рода. Я понесла возмездие за дела отнюдь не праведные... А теперь я прихожу просительницей к пречистой Ферсефоне, дабы она благосклонно послала меня в обитель святых. Я имею этот дар памяти, воспетый у людей». Если тебя принимает Персефона, то она скажет: «Счастливый и блаженный, ты по закону станешь бессмертным богом вместо смертного!» Ответь с поклоном: «Я - козленок - упал в молоко». … Затем душа твоя, подобно неугасимому огню, взлетит в бесконечные холодные дали, все выше и выше, все ближе и ближе к огромному шару из таких же негаснущих сияющих огней. Радуйся, испытав испытанное, прежде этого не было с тобой никогда. Ты вырвался из мучительного многострадального круга рождений. Словно быстроногий бегун, ты достиг вожделенного венца, ты погрузился в лоно Владычицы Геетии. Если же долгов у тебя перед смертными и бессмертными немало, грозным голосом Эвклей ввергнет тебя, душу-светильник, в паденье. При этом, канув в Лету - реку Забвения, ты охладишься и прошлые жизни забудешь. Три мойры … нить судьбы спрядут, ее отмерят и длину определят. Пав с безмерных высот на землю, ты ударишься больно. Нет тяжести более, чем этот удар. И начнутся страдания, и муки вернутся, ибо в тело вновь заключена душа и не свободна отныне. Так ты вновь воплотишься, о прошлых рождениях не помня»

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ.
«Я всегда искал уединённой жизни …, чтобы убежать от этих извращённых умов, которые утратили дорогу на небо» Петрарка

На этот раз я представляю тематическую подборку высказываний о вопросах жизни и смерти. Она должна послужить как бы связующим звеном между моим предыдущим постом и последующим («8. Жизнь на Земле в виде человека - это большой успех»). Авторы высказываний – представители самых различных стран, исторических отрезков и религий. То, что объединяет их приведённые ниже высказывания, – это наличие правды, которую люди, как правило, не хотят знать.

«У Сократа как-то спросили, откуда он родом. Он не ответил: «Из Афин», а сказал: «Из вселенной» (из Мишель Монтень «Опыты»)

На вопрос, о чем человек должен мечтать, Антисфен говорил: ”О том, чтобы умереть счастливым”. «Тот, кто хочет быть бессмертным, - говорил он, - должен вести благочестивую и праведную жизнь»

Эпикур:
«Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мёртвых»

Овидий:
«О запуганный род перед ужасом смерти холодной:

Смерти не знает душа и всегда, первобытный покинув
Дом, избирает иной и, в нем водворясь, проживает.
Все изменяется, но ничто не гибнет» ("Превращения").

Мишель Монтень:
«Людей не страшит умереть, их страшит умирать» («Опыты»)

Бенджамин Франклин:
"Я вернусь "переизданным" вновь, исправив и дополнив себя"

Гёте:
(«О природе», 1780 г.) «Её законам повинуются даже и тогда, когда им противоречат; даже и тогда действуют согласно ей, когда хотят действовать против неё… Она ввела меня в жизнь. Я доверяю ей. Пусть она делает со мной что хочет. Она не возненавидит своего творения… Всё её вина и её заслуга»

«Я уверен, что я - тот самый, кто перед вами уже тысячи раз жил и еще буду жить тысячи раз»

И.С. Тургенев:
"Не обманывать себя человеку - не жить ему на земле" («Дворянское гнездо»)

Лев Толстой:
«Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут несогласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут несогласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими... Не бойтесь этого разногласия, а напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всеми окружающими выразилось самое лучшее, что есть в вас, - то божественное начало, проявление, которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования» (Верьте себе).

М. Пришвин:
«Со всей этой летающей, плавающей, бегающей тварью я чувствую родственную связь, и для каждой в душе есть образ-памятка, всплывающий теперь в моей крови через миллионы лет: все это было во мне, гляди только – и узнавай...»

«Миллионы лет тому назад нами были утрачены крылья, такие же прекрасные, как у чаек, и оттого, что это было очень давно, мы ими теперь так сильно любуемся. Мы потеряли способность плавать, как рыба, и качаться на черенке, прикрепленном к могучему стволу дерева, и носиться из края в край семенными летучками, и все это нам нравится, потому что это все наше, только было очень, очень давно» («Родники Берендея»)

Н. О. Лосский:
«В детстве мы учимся читать, писать, считать и т. п. с помощью множества упражнений и, будучи взрослыми, выполняем эти деятельности, не вспоминая детских упражнений. Точно так же и предыдущие жизни служат для последующих жизней упражнением, конкретные события которого забыты» (“Учение о перевоплощении”)

Торнтон Уайлдер:
«Когда человек с благоговейным трепетом начинает ощущать, что в мире есть Непознаваемое, в его познающем разуме пробуждаются высшие силы, хотя чувство это часто оборачивается суеверием, духовным рабством и чрезмерной самоуверенностью» («Мартовские иды»)

Олдос Хаксли:
«И познаете истину, и истина сведёт вас с ума»

А. Дэвид-Неэль:
«Различие Добра и Зла придумано для недалёких людей»

«Между сокровенными учениями бонов и лам нет никакой разницы. Различия существуют лишь в народной вере, для простолюдинов»

«Жизнь можно объяснить только смертью, а смерть – жизнью. Непосвящённые думают, что они противоположны, на самом же деле это две стороны»

«Одна свободная и наделённая задатками благими человеческая жизнь дороже бесчисленных существований в любых иных мирах сансары» (из «Несравнимой десятки»; «Посвящения и посвящённые в Тибете»)

Герман Гессе:
«Духовность – воля к истине» («Игра в бисер»)

Св. Николай Сербский:
«Бессловесна и неподвижна плоть к добру и злу, если душа не заговорит»

«Думают звери о пище, о пище думают они утром ранним, так же как и я, но знаю, что Тобой лишь могу утолить голод свой»

«Овцы приходящим от Бога питаются, вы же потому люди, чтобы Богом питаться. Если люди станут питаться пищей овчей, для чего было Богу создавать и овец, и людей?»

«Троице Единосущная, помоги мне родиться заново. Напрасно мучаюсь, стараясь очиститься в русле, полном грязи, по которому течет река жизни моей»

«Опасны шутки с Богом, чада земные. Лучше вам с огнем играть, чем с Господом шутить»

Даниил Андреев:
"Молись Вечности" (из Алла Андреева «Плаванье к Небесному Кремлю»)

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ О ЗНАНИИ.
Очередное отступление от изложения моего мировоззрения, надеюсь, снова позволит мне собраться с мыслями. Становится всё труднее не повторяться. К выходным попробую написать, что я думаю о судьбе. Пока же я привожу найденные в моих записках высказывания, которые имеют отношение к знанию: его поиску и преподаванию.

«Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности» (Мишель Монтень «Опыты»)

«На всё нужно обращать внимание, ибо всё можно толковать» (Герман Гессе «Игра в бисер»)

«Сократ первый свёл философию с неба, поселил в городах, ввёл в дома и заставил рассуждать о жизни и нравах, о добре и зле» (Цицерон)

«Истиной живут, её не преподают» (Герман Гессе «Игра в бисер»)

«Научится можно только тому, что любишь, понять только то, что любишь» (Даниил Гранин «Зубр»)

«Чтобы взрослого человека, да еще считающего себя ученым, заставить думать – легче кошку выдрессировать» (Даниил Гранин «Зубр»)

«Если учёный не умеет объяснить восьмилетнему ребёнку, чем он занимается, значит, он шарлатан» (Курт Воннегут "Колыбель для кошки")

«Что касается знакомства со знаменитыми людьми…: их книги, их ноты – гораздо интереснее их самих» (Пётр И. Чайковский)

«Преподавание – последнее прибежище слабых умов с классическим образованием» (Олдос Хаксли)

«Дорога к истине вымощена парадоксами» (Оскар Уайльд)

«Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно» (Оскар Уайльд)

«Ни один здравомыслящий человек не будет танцевать» (Цицерон)

«Ни в чём так не проявляется характер людей, как в том, что они находят смешным» (Гёте)

«Если афоризм нуждается в пояснениях, значит он неудачен» (Люк де Клапье де Вовенарг)

«СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ» ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ.

Когда я думаю об истории России и, особенно, о её современных проблемах, то те или иные события у меня ассоциируются с цитатами из «великих». Они позволяют взглянуть на события даже не со стороны, а как бы сверху. Тем самым они позволяют увидеть, понять и оценить правильно то, что не укладывается в голове человека, непосредственно вовлечённого волей судьбы в драматические исторические события.
Вот некоторые из таких цитат:

«Талантливейший расцвет и одновременно опаснейший результат философии истории мы находим у Гегеля, но она в последовавшее за ним столетие привела к мерзейшей фальсификации истории и деморализации чувства истины» (Герман Гессе «Игра в бисер»)

«Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?» (Евгений Шварц «Дракон»)

«Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано всё сооружение государственного здания, и без неё нет ни спокойствия ни благоденствия» (Пестель «Русская правда»)

«И я был бы так же богат, если бы торговал своей совестью» (циник Диметрий)

«Бедные и праздные – необходимый плод богатых и деятельных» (Венецианский монах Ортес)

«Поставьте мошенника у всех на виду, и он будет действовать, как честный человек» (Наполеон)

«Настоящие властелины потому и собирают людей, что могут быть и жестокими убийцами и нежнейшими, задушевными товарищами. Вникая своей задушевностью в самые тонкие сплетения душ, они берут к себе и ведут, а если плохи окажутся – уничтожают» (М. Пришвин)

«Единственное средство достичь полного спокойствия - это облечься в шкуру скромнейшего животного" (Грациан)

"Противно, когда шакал ставит ногу на мёртвого льва" (А. Зиновьев)

«По … инстинктивным и сильным склонностям и антипатиям ты можешь безошибочно распознать душу мелкую … в большой душе и высоком уме, этих страстей нет» (Герман Гессе «Игра в бисер»)

«Чем кто больше заслуживает презрения и насмешки, тем наглее его язык» (Сенека, «О благоразумии»)

«О каком зле люди говорят с особенным удовольствием? - О чужих грехах и своих победах» (Св. Николай Сербский)

«Победа – истина подлецов» (Александр Кайдановский)

«Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные» (Св. Николай Сербский)

«Этот вечный ужас и ощущение полного своего бесправия - черта детей, которых не любили» (Франц Кафка «Письмо к отцу»)

«Только нелюбимые ненавидят» (Чарлз Чаплин)

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Людвиг ван Бетховен)

«Кто делает добро, тот от Бога» (Апостол Иоанн, 3-е послание)

АФОРИЗМЫ О СЧАСТЬЕ.
У меня осталось в запасе несколько афоризмов, имеющих отношение к теме счастья. Сама тема уже была рассмотрена ранее. Напомню, что «счастье» - это существительное и отвечает в именительном падеже на вопрос «что?». Афоризмы же обычно имеют дело с самыми разнообразными вопросоми («когда?», «кто?», «почему?»,…):

«Деликатность в основе своей - порождение души» (Люк де Клапье де Вовенарг)

«Человек счастлив, лишь когда он на своем месте» (Люк де Клапье де Вовенарг)

«Счастье принадлежит тем, кому довольно самих себя» (Аристотель, «Этика»)

«Счастлив не тот, кто таковым кому-либо кажется, а тот, кто таким сам себя чувствует» (Публилий Сир)

«Счастлив, кому довелось познать причины явлений» (Вергилий)

«Счастье есть удовольствие без раскаяния» (Лев Толстой)

«Если на свете так мало счастливых браков, то лишь потому, что девушки куда больше внимания уделяют плетению силков, чем строительству клеток» (Джонатан Свифт)

«Хотеть – значит мочь» (Лариса Шепитько)

«Самообольщение мужчины - в мысли, что влечет его женщина. Се, невостребованная жизнь в нем, она его толкает к женщине, ибо хочет быть востребованной» (Св. Николай Сербский)

«Блажен познавший благовременно, что прелюбодейство оскверняет святыню и убивает жизнь» (Св. Николай Сербский)

«Любящая жена сделает для мужа всё, за одним исключением: она никогда не перестанет критиковать его и воспитывать» (Джон Пристли)

«Все мужчины – чудовища. Женщинам остаётся одно – кормить их получше» (Оскар Уайльд)

«Оставь то, что тебя не касается, для того, что тебя касается, и не расточай дурным дружеских советов - они воздадут тебе за это злом» ("1000 и 1 ночь")

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ. ЧАСТЬ 1.
Диоген Лаэртский (конец II века после РХ) оставил в моей памяти приятный след, отразив наивность человечества на заре нашей эры. На первый взгляд его книга «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» – абсолютно несерьёзный сборник анекдотов из жизни великих философов. На самом же деле мне кажется, что он прекрасно передаёт ту среду, тот «интеллектуальный бульон», в котором «варились» гении, вызревала мировая философия, созревали корни европейской цивилизации. С одной стороны, Диогену Лаэртскому нельзя не отдать должное: он сохранил для нас высказывания древних из недошедших до нас письменных источников; с другой стороны, многие высказывания переданы «со слов очевидцев» и к его времени превратились в почти легенды. Но сколько в этих легендах жизни! Так и представляешь себя среди древних греков. В общем, хотите верте, хотите - нет:

«Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар; он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином… Те, кто приписывают открытие философии варварам, указывают еще и на фракийца Орфея, называя его философом, и притом древнейшим. Но я не уверен, можно ли называть философом человека, который говорил о богах так, как он; да и вообще не знаю, как назвать человека, который бесстыдно приписывает богам все людские страсти, в том числе такие мерзкие дела, которые редкому человеку и на язык придут. Сказание гласит, что Орфей был растерзан женщинами; но в македонском городе Дне есть надпись о том, что он погиб от молнии»

«Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика – о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики, и для этики. До Архелая [включительно] существовал только один род – физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало этика; от Зенона Элейского – диалектика»

О Фалесе:
«Когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: «Потому что люблю их»

«Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. "Почему же ты не умрешь?" – спросили его. "Именно поэтому", – сказал Фалес»

«На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: «Ночь – раньше на один день»

«Кто-то его спросил, можно ли скрыть от богов дурное дело. «Ни даже дурное помышление!» – сказал Фалес»

«Его спросили, что на свете трудно? – "Познать себя". Что легко? – "Советовать другому". Что приятнее всего? – "Удача". Что божественно? – "То, что не имеет ни начала, ни конца". Что он видел небывалого? – "Тирана в старости". Когда легче всего сносить несчастье? – "Когда видишь, что врагам еще хуже". Какая жизнь самая лучшая и справедливая? – "Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других". Кто счастлив? – «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание»

«Чем поддержал ты своих родителей, – говорил он, – такой поддержки жди и от детей»

О Хилоне:
«Он говорил, что добродетель человека в том, чтобы рассуждением достигать предвидения будущего»

«Когда брат его сердился, что Хилон стал эфором, а он нет, Хилон ответил: «Это потому, что я умею выносить несправедливости, а ты нет»

«Лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной горе на раз, от другой навсегда»

«Языком не упреждай мысль. Обуздывай гнев. Гадательству не перечь. На непосильное не посягай. Не спеши в пути. Когда говоришь, руками не размахивай – это знак безумства. Законам покорствуй. Покоем пользуйся»

О Питтаке:
«Человека выказывает власть»

«Он говорил: дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла»

О Бианте:
«На вопрос, что трудно, он ответил: «Благородно перенести перемену к худшему» … На вопрос, что человеку сладко, он ответил: "Надежда". Лучше, говорил он, разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – твоим другом. На вопрос, какое занятие человеку приятно, он ответил: "Нажива". Жизнь, говорил он, надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много; а друзей любить так, будто они тебе ответят ненавистью, – ибо большинство людей злы. Еще он советовал вот что: не спеши браться за дело, а взявшись, будь тверд. ... О богах говори, что они есть. Недостойного за богатство не хвали. Не силой бери, а убеждением. Что удастся хорошего, то, считай, от богов. Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее»

Об Анаксагоре:
«В конце концов, отказавшись от всего, он занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких делах государственных. Его спросили: "И тебе дела нет до отечества?" Он ответил: "Отнюдь нет; мне очень даже есть дело до отечества!" – и указал на небо»

«На вопрос, для чего он родился на свет, он ответил: "Для наблюдения солнца, луны и неба". Ему сказали: "Ты лишился общества афинян". Он ответил: "Нет, это они лишились моего общества»

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ О СОКРАТЕ.
"Заявление подал и клятву принес Мелет, сын Мелета из Питфа, против Сократа, сына Софрониска из Алопеки: Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то – смерть"

«Сократ, сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты, афинянин, из дема Алопеки. … Освободил его из мастерской и дал ему образование Критон, привлеченный его душевной красотой»

«Все время он жил в Афинах и с увлечением спорил с кем попало не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы допекаться до истины»

«Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, даже получив пинок, он и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»

«Он первым стал рассуждать об образе жизни и первым из философов был казнен по суду»

«Он отличался твердостью убеждений и приверженностью к демократии. Это видно из того, что он ослушался Крития с товарищами, когда они велели привести к ним на казнь Леонта Саламинского, богатого человека; он один голосовал за оправдание десяти стратегов; а имея возможность бежать из тюрьмы, он этого не сделал и друзей своих, плакавших о нем, упрекал, обращая к ним в темнице лучшие свои речи»

«Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!"

«Он держался настолько здорового образа жизни, что, когда Афины охватила чума, он один остался невредим»

Он говорил, что:
«Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. ...
Всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, – настолько они не в цене»

«Хармид предлагал ему рабов, чтобы жить их оброком, но он не принял; и даже к красоте Алкивиада, по мнению некоторых, он остался равнодушным»

«Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество»

«Когда кто-то сообщил ему, что Антпсфен родился от фракиянки, он ответил: "А ты думал, что такой благородный человек мог родиться только от полноправных граждан?»

«Когда Федон, оказавшись в плену, был отдан в блудилище, то Сократ велел Критону его выкупить и сделать из него философа»

«Уже стариком он учился играть на лире: разве неприлично, говорил он, узнавать то, чего не знал? Плясал он тоже с охотою, полагая, что такое упражнение полезно для крепости тела»

«Он говорил, что его демоний предсказывает ему будущее; что хорошее начало не мелочь, хоть начинается и с мелочи; что он знает только то, что ничего не знает; говорил, что те, кто задорого покупают скороспелое, видно, не надеются дожить до зрелости»

«Не смешно ли, что пропавшего раба мы не ленимся искать, а добродетель пускаем гибнуть на произвол судьбы?»

«Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он ответил: «Делай, что хочешь, – все равно раскаешься»

«Удивительно, говорил он, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня»

«Он говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть»

«Когда Эсхин сказал: "Я беден, ничего другого у меня нет, так возьми же меня самого", он воскликнул: «Разве ты не понимаешь, что нет подарка дороже?!»

«Нестоящую чернь он сравнивал с человеком, который одну поддельную монету отвергнет, а груду их примет за настоящие»

«Когда Антисфен повернулся так, чтобы выставить напоказ дыры в плаще, он сказал Антисфену: «Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие»

«Его спросили о ком-то: "Разве этот человек тебя не задевает?" – «Конечно, нет, ответил Сократ, – ведь то, что он говорит, меня не касается»

«Однажды среди рынка Ксантиппа стала рвать на нем плащ; друзья советовали ему защищаться кулаками, но он ответил: "Зачем? чтобы мы лупили друг друга, а вы покрикивали: "Так ее, Сократ! так его, Ксантиппа!"?" Он говорил, что сварливая жена для него – то же, что норовистые кони для наездников: «Как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми»

«Удостоился он похвалы от пифии, которая на вопрос Херефонта ответила знаменитым свидетельством: «Сократ превыше всех своею мудростью»

«По словам Аристотеля, некий маг, пришедший из Сирии в Афины, заранее предсказал Сократу в числе других бедствий и его насильственную смерть»

«Во время суда Платон взобрался на помост и начал говорить: "Граждане афиняне, я – самый молодой из всех, кто сюда всходил...", но судьи закричали: «Долой! долой!»

«Когда ему сказали: "Афиняне тебя осудили на смерть", он ответил: «А природа осудила их самих»

«Ты умираешь безвинно», – говорила ему жена; он возразил: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?»

«Он уже собирался пить цикуту, когда Аполлодор предложил ему прекрасный плащ, чтобы в нем умереть. "Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?" – сказал Сократ»

«Так расстался он с людьми. Но очень скоро афиняне раскаялись: они закрыли палестры и гимнасии, Мелета осудили на смерть, остальных – на изгнание, а в честь Сократа воздвигли бронзовую статую работы Лисиппа, поместив ее в хранилище утвари для торжественных шествий; а когда Анит приехал в Гераклею, гераклейцы в тот же день выслали его вон. И не только за Сократа, но и за многих других приходилось раскаиваться афинянам: с Гомера они (по словам Гераклида) взяли 50 драхм пени, как с сумасшедшего».

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ. ЧАСТЬ 3.
О Стильпоне:

«Говорят, однажды он так спросил об Афине Фидия: "Неправда ли, Афина, дочь Зевса, – это бог?" Ему ответили: "Правда". – "Но ведь эта Афина создана не Зевсом, а Фидием?" Согласились и с этим. – "Стало быть, она – не бог!" За это его привлекли к суду Ареопага; он не отпирался, а утверждал, что рассуждение его правильно: Афина действительно не бог, а богиня, потому что она женского пола. Тем не менее судьи приказали ему немедля покинуть город. А Феодор по прозвищу Бог сказал в насмешку: "Откуда он это знает? Что он ей, подол поднимал?" Ибо поистине Феодор был всех грубее, а Стильпон всех тоньше»

«Нрава Стильпон был открытого, чужд притворства и умел разговаривать даже с простыми людьми»

Об Аристиппе:
«На вопрос, как умер Сократ, он сказал: «Так, как и я желал бы умереть»

«Однажды, когда он проходил мимо Диогена, который чистил себе овощи, тот, насмехаясь, сказал: "Если бы ты умел кормиться вот этим. тебе не пришлось бы прислуживать при дворах тиранов". – «А если бы ты умел обращаться с людьми, – ответил Аристипп, – тебе не пришлось бы чистить себе овощи»

«На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, он ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему»

«На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи – к дверям философов, он ответил: «Потому что одни знают, что им нужно, а другие не знают»

«Он говорил, что лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого»

«Кто-то сказал: "Нам, простым людям, не страшно, а вы философы, трусите?" Аристипп ему ответил: «Мы оба беспокоимся о своих душах, но души-то у нас не одинаковой ценности»

«Кто-то сказал, что всегда видит философов перед дверьми богачей. «Но ведь и врачи, – сказал Аристипп, ходят к дверям больных, и тем не менее всякий предпочел бы быть не больным, а врачом»

«На вопрос, чем отличается мудрый человек от немудрого, он сказал: «Отправь обоих нагишом к незнакомым людям, и ты узнаешь»

«Учениками Аристиппа были его дочь Арета, ... У Ареты учился Аристипп, прозванный "учеником матери", а у него – Феодор, прозванный сперва "безбожником", а потом – «богом»

О Феодоре:
«Дружбу он отрицал: дружбы не существует ни между неразумными, ни между мудрыми – у первых, как минует нужда, так исчезает и дружба, а мудрец довлеет себе и не нуждается в друзьях»

«Весьма разумно и то, говорил он, что человек взыскующий не выйдет жертвовать собою за отечество, ибо он не откажется от разумения ради пользы неразумных: отечество ему – весь мир»

«Когда он жил при Птолемее, сыне Лага, тот однажды отправил его послом к Лисимаху. Послушав его вольные речи, Лисимах сказал: "Скажи, Феодор, не тебя ли это выгнали афиняне?" – "Ты не ошибся, – ответил Феодор. – Афины не могли меня вынести и извергли, как Семела Диониса". "Берегись, – сказал Лисимах, – и больше не появляйся у меня", – "Я бы и ни появлялся, – ответил Феодор, – не пришли меня Птолемей". Присутствовавший при этом Митра, домоправитель Лисимаха, сказал: "Как видно, ты не признаешь не только богов, но и царей!" – «Как же не признаю богов, возразил Феодор, – если прямо говорю, что ты богами обижен!»

О Менедеме:
«Биону, который усердствовал, опровергая гадателей, он сказал: «Ты бьешь лежачих!» А услышав, как кто-то говорил, что высшее благо иметь все, чего желаешь, он возразил: «Нет, гораздо выше – желать того, что тебе и вправду нужно»

О Кратете:
«Кратет был сын Антигена, афинянин, из дема Фрии, слушатель и любовник Полемона, которому он и стал преемником во главе школы»

О Кратете:
«Про богатого скупца он сказал: "Не он владеет богатством, а оно им". Он говорил, что скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое»

«Увидев завистника мрачным, он сказал ему: «Не знаю, то ли с тобой случилось что-нибудь плохое, то ли с другим хорошее»

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ О ПЛАТОНЕ.

”Знанием меры и праведным нравом отличный меж смертных,
Оный божественный муж здесь погребен Аристокл.
Если кому из людей достижима великая мудрость,
Этому – более всех: зависть – ничто перед ним” (надпись на гробнице Платона)

«Рассказывают, что Сократу однажды приснился сон, будто он держал на коленях лебеденка, а тот вдруг покрылся перьями и взлетел с дивным криком: а на следующий день он встретил Платона и сказал, что это и есть его лебедь»

«По Афинам ходил такой рассказ: когда Потона была в цвете юности, Аристон пытался овладеть ею, но безуспешно; и, прекратив свои попытки, он увидел образ Аполлона, после чего сохранял жену в чистоте, пока та не разрешилась младенцем» (прим. непорочное зачатие!)

«Тиран Дионисий, сын Гермократа, заставил его жить при себе, но Платон его оскорбил своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тиран не отличается добродетелью. "Ты болтаешь, как старик", – в гневе сказал ему Дионисий; "А ты как тиран", – ответил Платон. Разгневанный тиран хотел поначалу его казнить, но Дион и Аристомен отговорили его, и он выдал Платона спартанцу Поллиду, как раз в это время прибывшему с посольством, чтобы тот продал философа в рабство»

«Говорят также, что он один заступился за военачальника Хабрия, когда тому грозила смерть, а никто другой из граждан на это не решился; и когда он вместе с Хабрием шел на акрополь, ябедник Кробил встретил его и спросил: "Ты заступаешься за другого и не знаешь, что тебя самого ждет Сократова цикута?" – а он ответил: «Я встречался с опасностями, сражаясь за отечество, не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы»

«Гераклид говорит, что в юности он был так стыдлив и вел себя так сдержанно, что никто не видел, чтобы он смеялся в голос» (прим. Ого!)

«Сам Сократ, говорят, послушав, как Платон читал "Лисия", воскликнул: "Клянусь Гераклом! сколько же навыдумал на меня этот юнец!" – ибо Платон написал много такого, чего Сократ вовсе не говорил»

«Аристотель один дослушал Платона до конца, когда тот читал диалог "О душе", а остальные слушатели все уже разошлись»

«Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог это сделать, потому что был в гневе. А какому-то из рабов он и сам сказал: «Не будь я в гневе, право, я бы тебя выпорол!»

«Сев на коня, он тотчас поспешил сойти, чтобы не поддаться (так сказал он) всаднической гордыне»

«Пьяным он советовал смотреться в зеркало, чтобы отвратиться от своего безобразия»

«Слаще всего, – говорил он, – слышать истину". А другие передают: «Говорить истину»

«Желанием его было оставить по себе память в друзьях или в книгах. Сам же он по большей части сторонился людей, как о том сообщают некоторые»

«Словами Платон пользовался очень разными, желая, чтобы его учение не было легкоуяснимым для людей несведущих»

«Душу (psyche) он полагал бессмертною, облекающеюся во многие тела попеременно»

«Время порождено как образ вечности»

«Бог, по его мнению, бестелесен, как и душа, – именно поэтому он не подвержен ущербу и претерпеванию»

«Конечная цель заключается в том, чтобы уподобиться богу»

«Все сущее бывает или злом, или благом, или безразличным. Злом мы называем то, что всегда приносит вред: безрассудство, неразумие, несправедливость и прочее подобное. Благом мы называем противоположное этому. Ни зло, ни благо – это то, что иногда полезно, иногда вредно (например, гулять, сидеть, есть) или вовсе не полезно и не вредно. Таким образом, сущее бывает или благом, или злом, или безразличным»

«Благородство бывает или от достойных предков, или от державных, или от знаменитых, или от собственной красоты и доброты»

«Справедливость он принимал в своих диалогах за божеский закон, чтобы страх посмертной кары за дурные поступки подкреплял его увещания о добрых поступках. Поэтому некоторые даже считают, что он слишком увлекался мифами, ибо повествования такого рода он охотно вплетал в свои книги, чтобы люди, не будучи уверены, что их ждет после смерти, воздерживались от несправедливости»

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ ОБ АРИСТОТЕЛЕ.
«Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, из Стагира. … жил он при Аминте, македонском царе, как врач и друг. Аристотель, самый преданный из учеников Платона, был шепеляв в разговоре, ноги имел худые, а глаза маленькие, но был приметен одеждою, перстнями и прической»

«От Платона он отошел еще при его жизни; Платон, говорят, на это сказал: "Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать". … он находился в афинском посольстве к Филиппу, когда главенство в академической школе перешло к Ксенократу; вернувшись и увидев над школой нового человека, он предпочел прохаживаться взад и вперед с учениками в Ликее и беседовать с ними о философии, пока не наступал час натираться маслом. За эти прогулки они и получили наименование перипатетиков»

«Говорят, будто после него осталось очень много посуды и будто Ликон сообщает, что он купался в теплом масле и потом это масло распродавал. Некоторые говорят также, будто пузырь с теплым маслом он прикладывал к животу и будто когда он спал, то держал в руке медный шарик, а под него подставлял лохань, – чтобы шарик падал в лохань и будил его своим звуком»

«Известны весьма удачные его изречения. Так, на вопрос, какой прок людям лгать, он ответил: "Тот, что им не поверят, даже когда они скажут правду". Его попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку»

«Часто он говорил друзьям и питомцам, когда бы и где бы ни случалась какая беседа, что как зрение впитывает свет из окружающего [воздуха], так и душа – из наук. Не раз и подолгу говорил он о том, что афиняне открыли людям пшеницу и законы, но пшеницею жить научились, а законами нет»

«Об учении он говорил: "Корни его горьки, но плоды сладки". На вопрос, что быстро стареет, он ответил: "Благодарность". На вопрос, что такое надежда, он ответил: «Сон наяву»

«Воспитание, говорил он, нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, он сказал: «Заочно пусть он хоть бьет меня!»

«На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным, он ответил: «Как между живым и мертвым»

«Воспитание он называл в счастье украшением, а в несчастье прибежищем»

«Один человек хвалился, что он родом из большого города. «Не это важно, – сказал Аристотель, – а важно, достоин ли ты большого города»

«Среди людей, говорил он, одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут»

«На вопрос, какую он получил пользу от философии, он ответил: «Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом»

«Его попрекали за то, что он собрал складчину для нехорошего человека; он ответил (передают и так): «Я собирал не для человека, а для человечности»

На вопрос, как вести себя с друзьями, он сказал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами»

«Справедливость, говорил он, – это душевная добродетель, состоящая в том, чтобы всем воздавать по заслугам»

«Критерием истины объявлял он для являющихся впечатлений – ощущение, а для предметов нравственности, относящихся к государству, дому и законам, – разум»

«Счастье, говорил он, есть совместная полнота трех благ: во-первых (по значительности), душевных; во-вторых, телесных, каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное; в-третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им подобное. Добродетели не достаточно для счастья – потребны также блага и телесные и внешние, ибо и мудрец будет несчастен в бедности, в муке и прочем. Порока же достаточно для несчастья, даже если при нем и будут в изобилии внешние и телесные блага»

«Мудрец, говорил он, не свободен от страстей, а умерен в страстях»

«Жизнь бывает троякая: созерцательная, деятельная и усладительная; созерцательная предпочтительнее всего»

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ. КИНИКИ (ЦИНИКИ).
Здесь речь пойдёт в основном о родоначальнике киников Диогене Синопском, который жил в бочке, и истоках цинизма.

О Феофрасте:
«Одному гостю в застолье, не проронившему ни слова, он сказал: «Коли ты неуч, то ведешь себя умно, а если учен, то глупо»

Об Антисфене:
«Часто он говорил: «Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны»

«На вопрос, что блаженнее всего для человека, он сказал: «Умереть счастливым»

«По его словам, государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных»

«На вопрос, что дала ему философия, он ответил: «Умение беседовать с самим собой»

«Он советовал афинянам принять постановление: "Считать ослов конями"; когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев»

«К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, он обратился так: "Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, стала она похваляться?" – "Красотою", сказал тот. «И тебе не стыдно гордиться тем же, что и бездушный истукан?»

«Добродетель – орудие, которого никто не может отнять»

«Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших»

«Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
Справедливого человека цени больше, чем родного.
Добро прекрасно, зло безобразно»

«Свои беседы он вел в гимнасии Киносарге, неподалеку от городских ворот; по мнению некоторых, отсюда и получила название киническая школа. Сам же он себя называл Истинный Пес»

О Диогене:
«Его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге "О Диогене" говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе с отцом. И сам Диоген в сочинении "Барс" признает, что он обрезывал монеты Некоторые рассказывают, что его склонили на это работники, когда он был назначен заведовать чеканкой, и что он, отправившись в Дельфы или в делийский храм на родине Аполлона, спросил, сделать ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал ему "сделать переоценку ценностей", а он не понял истинного смысла, стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием. Некоторые сообщают, что он получал деньги от отца и портил их и что отец его умер в тюрьме, а сам он бежал, явился в Дельфы и спросил оракула не о том, заниматься ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать, чтобы прославиться: тут-то он и получил ответ, о котором было сказано»

«Однажды, когда Платон позвал к себе своих друзей, приехавших от Дионисия, Диоген стал топтать его ковер со словами: "Попираю Платонову суетность!" – на что Платон заметил: "Какую же ты обнаруживаешь спесь, Диоген, притворяясь таким смиренным!»

«Он говорил, что, протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак»

«Когда Диоген попал в плен и был выведен на продажу, то на вопрос, что он умеет делать, философ ответил: "Властвовать людьми". – и попросил глашатая: «Объяви, не хочет ли кто купить себе хозяина?»

«Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: "Мальчик превзошел меня простотой жизни". Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба»

«Когда он грелся на солнце в Крании, Александр (прим. Македонский), остановившись над ним, сказал: "Проси у меня, чего хочешь": Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца»

«Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: "Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: "Вот платоновский человек!" После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями»

«Тем, кто боялся недобрых снов, он говорил, что они не заботятся о том, что делают днем, а беспокоятся о том, что приходит им в голову ночью»

«Когда на олимпийских играх глашатай возвестил: "Диоксипп победил всех мужей!", Диоген сказал: «Он побеждает рабов, а мужей побеждаю я»

«Однако афиняне его любили: так, например, когда мальчишка разбил его бочку, они его высекли, а Диогену дали новую бочку»

«Кто-то корил Диогена за его изгнание. "Несчастный! ответил он. – Ведь благодаря изгнанию я стал философом". Кто-то напомнил: "Жители Синопа осудили тебя скитаться". «А я их – оставаться дома", – ответил Диоген»

«Ему сказали: "Многие смеются над тобою". Он ответил: «А над ними, быть может, смеются ослы; но как им нет дела до ослов, так и мне – до них»

«На вопрос, что дала ему философия, он ответил: «По крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы»

«На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я – гражданин мира»

«Человеку, сказавшему "Мне дела нет до философии!", он возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?»

«Однажды Александр (прим. Македонский) подошел к нему и спросил: "Ты не боишься меня?" – "А что ты такое, – спросил Диоген, – зло или добро?" – "Добро", – сказал тот. «Кто же боится добра?»

«Единственным истинным государством он считал весь мир»

«Он говорил, что жены должны быть общими, и отрицал законный брак…»

«Деметрий в "Соименниках" сообщает, что Александр (прим. Македонский) в Вавилоне и Диоген в Коринфе скончались в один и тот же день»

«Между учениками, говорят, разгорелся спор, кому его хоронить, и дело даже дошло до драки; но вмешались родители и старейшины и указали похоронить Диогена возле ворот, ведущих к Истму. На его могиле поставили столб, а на столбе – собаку из паросского камня 97. Впоследствии сограждане Диогена также почтили его медными изображениями, написав на них так:

Пусть состарится медь под властью времени – все же
Переживет века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет»

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ. СТОИКИ.
О Зеноне:

«Один юноша вел слишком дерзкие разговоры; Зенон ему сказал: «Ну, мальчик, не скажу я тебе того, что думаю!»

«Ничего нет неприличнее гордыни, – говорил Зенон, – а в молодых людях особенно»

«Чтобы овладеть науками, говорил он, самое нежелательное – это самомнение, а самое надобное – это время»

О стоиках:
«Добродетель есть согласованность предрасположения [с природою]. Она заслуживает стремления сама по себе, а не из страха, надежды или иных внешних причин. В ней заключается счастье, ибо она устрояет душу так, чтобы вся жизнь стала согласованной. С этого пути разумное существо иногда сбивается, увлекшись внешними заботами или подпав под влияние близких; но сама природа никогда не дает ему поводов сбиться с пути. … Среди добродетелей иные первичны, иные вторичны. Первичные добродетели – разумение, мужество, справедливость, здравомыслие; разновидности их – величие души, воздержание, упорство, решительность и добрая воля. … Сходным образом и среди пороков иные первичны, иные вторичны; например, неразумие, трусость, несправедливость, разнузданность – первичны, а невоздержанность, тугоумие и неспособность к совету – вторичны»

«Заблуждения вызывают извращение мысли, а отсюда происходят многие страсти, причина душевной неустойчивости»

«Главные страсти составляют четыре рода: скорбь, страх, желание и наслаждение (…). Страсти, по мнению стоиков, представляют собой суждения: так, сребролюбие есть предположение, что деньги – это благо, и то же можно сказать о пьянстве, о буйстве и т. п.»

«Страх есть ожидание зла. К страху причисляются также ужас, робость, стыд, потрясение, испуг, мучение. Ужас есть страх, наводящий оцепенение. Стыд – страх бесчестия. Робость – страх совершить действие. Потрясение – страх от непривычного представления. Испуг – страх, от которого отнимается язык. Мучение – страх перед неясным»

«Любовь – это желание, несвойственное взыскующим: это стремление к сближению, вызванное видимостью красоты. Ненависть – это гнев застарелый и злобный, выжидающий случая прорваться»

«Родительскую любовь к детям они также считают естественной в мудрых и несуществующей в дурных людях»

«Мудрец будет свободен от мнений, то есть не согласится ни с какою ложью. Он будет киник, ибо кинизм есть кратчайший путь к добродетели. Он будет даже есть человеческое мясо, если таковы будут обстоятельства»

«Он (прим. мудрец) один свободен, тогда как дурные люди – рабы… Он не только свободен, но он и царь, ибо царствование есть неподотчетная власть, а она существует лишь для мудрых» (прим. вспомнилось «Царь Иудейский»)

«Свобода есть возможность самостоятельного действия»

«Послабление, жалость и уступчивость суть ничтожества души»

«Между дурными людьми дружбы нет, и ни один дурной человек друга не имеет»

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ О ПИФАГОРЕ.
«Пифагор, сын Мнесарха – камнереза, родом самосец или с одного из тех островов, которыми завладели афиняне, выгнав оттуда тирренцев»

«О себе он говорил (по словам Гераклида Понтийского), что некогда он был Эфалидом и почитался сыном Гермеса; и Гермес предложил ему на выбор любой дар, кроме бессмертия, а он попросил оставить ему и живому и мертвому память о том, что с ним было. Поэтому и при жизни он помнил обо всем, и в смерти сохранил ту же память. В последствии времени он вошел в Евфорба, был ранен Менелаем; и Евфорб рассказывал, что он был когда-то Эфалидом, что получил от Гермеса его дар, как странствовала его душа, в каких растениях и животных она оказывалась, что претерпела она в Аиде и что терпят там остальные души. После смерти Евфорба душа его перешла в Гермотима, который, желая доказать это, явился в Бранхиды и в храме Аполлона указал щит, посвященный богу Менелаем, – отплывая от Трои, говорил он, Менелай посвятил Аполлону этот щит, а теперь он уже весь прогнил, оставалась только обделка из слоновой кости. После смерти Гермотима он стал Пирром, делосским рыбаком, и по-прежнему все помнил, как он был сперва Эфалидом, потом Евфорбом, потом Гермоти-мом, потом Пирром. А после смерти Пирра он стал Пифагором и тоже сохранил память обо всем вышесказанном»

«Видом, говорят, был он величествен, и ученикам казалось, будто это сам Аполлон, пришедший от гипербореев (прим. Из заполярья!)»

«Он внушал такое удивление, что даже ближних его называли вещателями божьего гласа; сам же он в своем сочинении утверждает, что вышел к людям, пробыв двести семь лет 16 в Аиде»

«Учение Пифагорово невозможно было узнать до Филолая: только Филолай обнародовал три прославленные книги, на покупку которых Платон послал сто мин»

«В трех вышеназванных сочинениях Пифагор вообще говорит вот что. Он запрещает молиться о себе, потому что, в чем наша польза, мы не знаем. Пьянство именует он доподлинною пагубой и всякое излишество осуждает: ни в питье, ни в пище, говорит он, не должно преступать соразмерности»

«Уходя на чужбину, не оборачиваться расставаясь с жизнью, не жалеть о ней и не обольщаться ее усладами»

«Сам же он, как повествуют некоторые, довольствовался только медом или сотами или хлебом, вина в дневное время не касался, на закуску обычно ел овощи вареные и сырые, а изредка – рыбу. Одежда его была белая и чистая, постельная ткань – белая шерстяная, ибо лен в тех местах еще не стал известен. В излишествах он никогда не был замечен – ни в еде, ни в любви, ни в питье; воздерживался от смеха и всяких потех, вроде издевок и пошлых рассказов; не наказывал ни раба, ни свободного, пока был в гневе. ... Гадания совершал по голосам, по птицам, но никогда по сжигаемым жертвам, разве что по ладану; и живых тварей никогда не приносил в жертву, разве что (по некоторым известиям) только петухов, молочных козлят и поросят, но никак не агнцев» (прим. вспомнился «Агнец Божий»)

«На вопрос, как лучше всего воспитывать сына, ответил: "Родить его в благозаконном государстве»

«Когда Пифагор сходил в Аид, он видел там, как за россказни о богах душа Гесиода стонет, прикованная к медному столбу, а душа Гомера повышена на дереве среди змей, видел и наказания тем, кто не хотел жить со своими женами; за это ему и воздавали почести в Кротоне»

«Предписывал он не допускать закланий богам и поклоняться лишь бескровным жертвенникам; не клясться богами, а стараться, чтоб вера была твоим собственным словам. (прим. вспомнилось «Да будет слово твоё…») … Тучности избегать, в дороге умерять усталость отдыхом, память упражнять, в гневе ничего не говорить и не делать, гадание всякое чтить»

«Земля шаровидна (прим.!!!) и населена со всех сторон. Существуют даже антиподы, и наш низ – для них верх»

«Воздух около земли – застойный и нездоровый, и все, что в этом воздухе, – смертно; а высший воздух – вечнодвижущийся, чистый, здоровый, и все, что в нем есть, – бессмертно и потому божественно. Солнце, луна и прочие светила суть боги, ибо в них преобладает тепло, а оно – причина жизни. Луна берет свой свет от солнца (прим.!!!). Боги родственны людям, ибо человек причастен к теплу…»

«Живет все, что причастно теплу, поэтому живыми являются и растения; душа, однако, есть не во всем. Душа есть отрывок эфира, как теплого, так и холодного, – по ее причастности холодному эфиру. Душа – не то же, что жизнь: она бессмертна, ибо то, от чего она оторвалась, бессмертно. Живые существа рождаются друг от друга через семя рождение от земли невозможно…»

«Ум и страсть есть и в других живых существах, но рассудок – только в человеке»

«Сброшенная на землю, душа скитается в воздухе, подобная телу»

«Попечитель над душами Гермес, оттого он и зовется Вожатым, Привратником и Преисподним (прим.«князем мира сего»?), ибо это он вводит туда души из тел и с земли и с моря. Чистые души возводит он ввысь, а нечистые ввергаются эриниями в несокрушимые оковы, и нет им доступа ни к чистым, ни друг к другу. Душами полон весь воздух, называются они демонами и героями, и от них посылаются людям сны и знаменья недугов или здравия, и не только людям, но и овцам и прочим скотам; к ним же обращены и наши очищения, умилостивления, гадания, вещания и все подобное»

«Счастлив человек, когда душа у него становится доброю»

«Богам и героям почести следует воздавать неодинаковые: богам – непременно в благом молчании, одевшись в белое и освятившись, героям же – после полудня»

«Тот же Гермипп передает и другой рассказ о Пифагоре: появившись в Италии, говорит он, Пифагор устроил себе жилье под землей, а матери велел записывать на дощечках все, что происходит и когда, а дощечки спускать к нему, пока он не выйдет. Мать так и делала; а Пифагор, выждав время, вышел, иссохший, как скелет, предстал перед народным собранием и заявил, будто пришел из Аида, а при этом прочитал им обо всем, что с ними случилось. Все были потрясены прочитанным, плакали, рыдали, а Пифагора почли богом…»

ОСТАТКИ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ АФОРИЗМОВ.
Здесь собраны остатки моей коллекции интересных высказываний и афоризмов, которые не вошли в предыдущие тематические подборки.

«Ясность — вежливость философии» Люк де Клапье де Вовенарг

«Люди, говорящие цветисто и искусно, с приятным обхождением, редко обладают добродетелью человеколюбия» Китайская мудрость

"Количество ума, необходимое для того, чтобы нам понравиться, служит довольно точной мерою нашего собственного ума" Гельвеций

«Мысль изречённая есть ложь» Фёдор Тютчев

"Тот, кто способен все вынести, может решиться на все" Люк де Клапье де Вовенарг

«Я сам потерял двух-трёх детей» Мишель Монтень «Опыты» (прим. После этой фразы я не смог продолжать чтение)

«Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьёзностью» Горгий

«Гордец просто пытается натянуть миг личного торжества на бесконечность времени» (unclepaddy)

«Окунуться в неведомое, страшное, иррациональное, особенно в то, которое скрыто внутри собственной души, и вынырнуть из него по-прежнему человеком, а не чудовищем, требует мужества, ума и, не в последнюю очередь, иронии по отношению к самому себе» Юлия Штутина

«Я вырос из того возраста, когда с апломбом рассуждают о том, чего не знают» Джек Николсон

"Мы не люди, ведущие духовную жизнь. Мы - духовные существа, которые живут человеческой жизнью" Робин Шарма

"Назиад, передай братьям моим в Ширазе, что лицо Смерти прекрасно, и отливает золотом точно так же, как последняя кисть виноградной лозы, как луна в осенних сумерках. Ты скажешь им, что поцелуй её - единственное на свете, что может утолить неутолимую жажду..." Саади

«Сущность любви к Богу состоит в стремлении души и влечении ее к Создателю, чтобы слиться с Его высшим светом» Талмуд

«- Одно меня ставит в тупик, честно говоря, просто ставит в тупик: как может человек - если он не дитя, и не ангел, и не счастливый простачок вроде нашего странника, как человек может вообще молиться Иисусу, который хоть чуточку непохож на того, кого мы видим и слышим в Новом завете. Господи! Он ведь просто самый разумный человек в Библии, только и всего! Кого он не перерос на две головы? Кого? И Ветхий и Новый завет полны жрецами, пророками, учениками, сынами возлюбленными, Соломонами, Исайями, Давидами, Павлами - но, бог ты мой, кто же из них, кроме Иисуса, действительно понимал, где начало и где конец? Н_и_к_т_о. Моисей? Ничего подобного. И не говори, что Моисей. Он был хороший человек, и у него был налажен прекрасный контакт с Богом, и все такое, но в том-то и дело. Ему приходилось поддерживать контакт. А Иисус понимал, что Бог от него н_е_о_т_д_е_л_и_м.» Джером Дэвид Сэлинджер «Фрэнни и Зуи»

«За любым служебным окошечком может оказаться наш палач. Сегодня он присылает нам заказное письмо, завтра пришлет смертный приговор. Сегодня он дырявит компостером наши проездные билеты, а завтра из пистолета продырявит затылок. То и другое он исполняет с одинаковой педантичностью, с неизменной добросовестностью. Тот, кто не может разглядеть этого на вокзальном перроне и в приклеенной улыбке продавщиц, тот смотрит на мир глазами дальтоника, не различающего цветов. В этом мире не просто бывают ужасные периоды и ужасные зоны – этот мир ужасен в самой своей основе» Эрнст Юнгер «Годы оккупации»

Автор XVI века Лерхеймер рисует исключительно любопытную картину дьявола-библиографа и читчика, помогающего своим адептам, "который читает им все, что только захочется прочесть, и указывает им, в какой книге и в каком месте они могут найти, что им нужно, сообщает им также, что написано в книгах, которые скрыты от людей и никому не известны, существовали прежде, но теперь разорваны, сожжены, а дьявол хорошо помнит и знает, что в них стояло" (прим. вспомнилось «Рукописи не горят» из «Мастера и Маргариты»)

ГУЛЛИВЕРЫ О ЛИЛИПУТАХ, ИЛИ ВЫСОКОЕ О НИЗКОМ.
"Души мелкие достигают удовлетворения своих чувств, дурных или хороших, бесконечным рядом мелочных поступков" (Бальзак)

«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно - как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода» (Ильф и Петров «Золотой телёнок»)

«Человеку, которому нравится маршировать под музыку не нужен головной мозг, ему достаточно спинного» (А. Эйнштейн)

«Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим» (А.С. Пушкин).

«Некоторая тупость ума, кажется, есть почти необходимое качество если не всякого деятеля, то по крайней мере всякого серьёзного наживателя денег». (Ф.М. Достоевский «Идиот»)

"Умный человек не тот, кто умеет логически мыслить, а тот, кто понимает чужую логику и умеет в нее войти." (В. Вересаев)

"Соловей замолкает, когда начинают орать ослы" (Саади)

"Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным мстят" (Н. Паганини)

"Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно" (лорд Эктон)

”Всеобщее образование привело бы к тому, что число сеющих сомнения намного превысило бы число способных их развеять...” Кардинал Ришелье

«И заметьте: не следует путать серьезного писателя с торжественным писателем. Серьезный писатель может быть соколом, или коршуном, или даже попугаем, но торжественный писатель всегда - сыч» (Э. Хемингуэй)

«Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства, самое глупое, самое подлое и самое вредное верить, что после этой жизни не будет другой» (Данте. "Пир" 2,8)

«В обществе, где доминируют юные души, старым не находится достаточно широкого диапазона ролей. В этом обществе у них наблюдается тенденция к самоуничижению, они знают, что не соответствуют «норме», и по этой причине считают себя неудачниками» (Михаил “Семь возрастов души”)

"Кстати и на всякий случай, вверну здесь одну турецкую пословицу (настоящую турецкую, не сочиненную): «Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели»" (Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. т.13. Дневник писателя, 1876)

Избегайте неудачников. Если кто-то рядом слишком часто говорит «невозможно», «никогда», «слишком сложно» - прекратите контакты с этим человеком. Никогда не принимайте «нет» в качестве ответа. Под большинством «да» следует понимать «скорее всего» (Нассим Николас Талеб)

"Высший - тот, кто знает от рождения, следующий - тот, кто познает в учении; следующий далее - учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учатся, - люди низшие..." (Конфуций)

ЦИТАТЫ О ЖИЗНИ "БОЛЬШИХ ЛЮДЕЙ"
«И вновь рожденный смертным - ныне

Я смутно помню блеск венца
В моей тюрьме, в моей пустыне,
В моем бессильи - до конца.»
(Александр Блок)

«Начальные стадии старой души характеризуются уходом в себя, внутренним поиском и ощущением своей чужеродности в обществе. Как только этот аспект «открыт» и полностью внутренне осмыслен, наступает следующий этап, характеризующийся вопросом: «Как же мне жить в обществе?» Для старой души это означает поиск способов самовыражения в личной жизни и карьере, которые соответствовали бы ее внутреннему предназначению.» (“Семь возрастов души” Михаил)

«Освободившись от тела, душа способна ясно увидеть истину, потому что она становится чище, чем была до этого, и вспоминает чистые идеи, которые она знала раньше» (Платон)

«Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня,
Ей говорю: «Ты ль Данте диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».»
(А. Ахматова)

«С наступлением вечера я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; у дверей я сбрасываю будничную одежду, запыленную и грязную, и облачаюсь в платье, достойное царей и вельмож; так должным образом подготовившись, я вступаю в старинный круг мужей древности и дружелюбно ими встреченный, вкушаю ту пищу, для которой единственно я рожден; здесь я без стеснения беседую с ними и расспрашиваю о причинах их поступков, они же с присущим им человеколюбием отвечают. На четыре часа я забываю о скуке, не думаю о своих горестях, меня не удручает бедность и не страшит смерть: я целиком переношусь к ним» (Никколо Макиавелли, "К Франческо Веттори")

«Все, что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей - не видна.»
(Омар Хайям)

«Любовь - это все, и это все, что нам о ней известно» (Эмили Дикинсон)

«Сам Кафка весьма критически относился к учению Фрейда. Он называл психоанализ (я цитирую) "беспомощной ошибкой" и теории Фрейда считал очень приблизительными, очень грубыми представлениями, не отражающими в должной мере ни деталей, ни, что еще важнее, сути дела» (В. Набоков «Превращение" Франца Кафки»)

«Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающаго по вас; на Того Единаго, яко всесильнаго в бранех, уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего» (Обращение Петра I перед Полтавской битвой, 1709)

"Никакой успех – не окончателен, никакие неудачи - не фатальны: в конечном счете значимо лишь мужество продолжать". (Уинстон Черчилль)

«Музыкант, если он хочет дорасти до той высоты, на которую по размерам дарования может рассчитывать, должен воспитать в себе ремесленника» (П.И. Чайковский, письмо к великому князю Константину Константиновичу Романову)

"Благородный муж неценен в малом, но ему по силам все великое; малым людям не посилам все великое, но они ценны в малом..." (Конфуций)

«Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны» (Л.Н. Толстой)

«Не верьте ничему, независимо от того, где вы это прочитали, или кто это сказал, даже если это сказал я, если это не согласуется с вашим собственным рассудком и вашим собственным здравым смыслом» (Гаутама Будда)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Моя удивительная жизнь!