Translate

пятница, 16 января 2015 г.

Мой путь к правам на управление яхтой. Часть 1. Урок вводный, 1 и 2.

Четыре года назад, еще до рождения дочери, после очередного путешествия на яхте я твердо решила обучиться яхтингу и начать свой путь капитана. К сожалению, в нашей стране на тот момент было принято считать, что яхта – это что-то невообразимо дорогое и недоступно среднему белорусу, а предложения яхт-школ были совсем слабыми. Хотя на самом деле цена аренды яхты порой значительно дешевле, нежели остановка в отелях, но сколько преимуществ в плане осмотра страны она дает!

Изучив на тот момент интернет, я решила, что поеду летом учиться в яхт-школу в Турцию, но беременность отложила мои планы на четыре года. Тем не менее, все это время я отслеживала новости о яхтинге.
Так совершенно случайно я попала на открытый урок "Яхтенной школы Beneteau", которая работает в сотрудничестве с Федерацией парусного спорта РБ и яхтенной школой Олега Гончаренко. Последняя только набирала первую группу и по этому случаю пригласила владельца этой самой школы из России, Олега, в качестве хэдлайнера.
Мы с подругой внимательно слушали о том, как прекрасен яхтинг (об этом мы, правда, знали и до урока) и о том, что дает обучение в школе. Вот на этом пункте я остановлюсь, так как он особенно важен. Ведь моя задача – получить права, которые будут действительны не только на Минском море, но и в любой чартерной компании мира (так называемые bareboat skipper), где я смогу взять яхту напрокат.
фото
Я снова изучила интернет, перечитав все возможные отзывы о российской школе Гончаренко, так как до этого, почитывая блоги о получении прав яхтсмена, была шокирована и тем, как школы "кидают" своих учеников, и некомпетентностью некоторых инструкторов. Всего этого хотелось избежать.
Мы твердо решили начать и закончить этот процесс во что бы то ни стало.
Впереди 36 часов теории (к слову говоря, некоторые яхт-школы из моего поиска предлагали и 4, и 10 часов теории, что меня очень смущало в силу непонимания, как за такой короткий срок освоить весь материал), 7 дней практики на Минском море и 7 дней практики в Черногории для получения полноценных прав. Стоимость всей программы – 1 500 евро (без перелета в Черногорию и дополнительных расходов в виде еды и страховки).
Так я начинаю свою историю про получение заветных прав на страницах LADY.TUT.BY. Пока я не знаю, насколько это сложно и что на самом деле мне предстоит пройти. Единственное, в чем я уверена, это во взаимной любви с морем и лодками. А еще в том, что красивее ночи в далекой бухте, в окружении гор, моря и ярких звезд ничего нет!
Это те самые моменты, которые я вспоминаю, когда задают вопрос "какое мгновение было самым прекрасным в вашей жизни". Но теперь я хочу, чтобы в такие моменты на моей лодке не было лишнего незнакомого человека в роли капитана.
Плюс, после просмотра фотографий многочисленных регат, мне захотелось принять участие в Белорусской яхтенной неделе, которая пройдет в стране, куда я должна была попасть еще прошлым летом, но не успела – в Хорватии. Это я оценила как еще один знак того, что время и место выбраны верно. Времени подготовки как раз достаточно, чтобы 16 мая на белорусской регате встать за руль в качестве капитана яхты.

Урок первый.

В нашей группе оказалось 8 человек, 4 из которых хорошо знакомы с отдыхом на яхте, двое плавали на лодках с веслами, один не плавал вообще никогда ни на чем, а восьмой присоединится через неделю. Наш учитель Сергей Болдин приехал из России на время обучения и будет целый месяц находиться в столице Беларуси.
Меня очень смущало, что урок будет длиться 3 часа без перерывов. После многих вариантов учебы, которые мне приходилось в жизни пройти, я была уверена: через 1,5 часа информация перестает усваиваться. На деле же оказалось, что три часа можно отсидеть довольно легко, если преподаватель увлечен своим предметом, подает его в легкой, игровой форме, стараясь не перегружать учеников терминами и приводя в качестве примера реальные жизненные ситуации.
Итого за первый урок мы:
  1. узнали, что такое яхта
  2. усвоили классификацию яхт
  3. прошлись по определениям различных частей яхты
  4. отработали несколько ситуаций
Например, для меня стало открытием, что катамаран (не тот катамаран, который катает людей по минским водам) платит больше денег за парковку, нежели однокорпусная яхта. А яхта, которая длиннее, платит больше короткой. Оказалось также, что длинная парусная яхта быстрее короткой.
Также для меня лично оказался интересным фактор, по которому люди определяют, какую яхту брать в чартер. Например, если я хочу насладиться неспешным отдыхом и посетить все близлежащие бухты, почувствовать ветер парусами, то стоит остановиться на моторно-парусной яхте. Для такой яхты, длиной 9 метров, доступная скорость - примерно 18 км/ч, а вот девятиметровая моторная яхта развивает скорость до 50 км/ч, расходуя при этом 60 литров топлива в час.
Зато у моторных яхт есть неоспоримое преимущество: быстрое перемещение из точки А в точку Б. Но при этом невозможно находиться в носовой части лодки и получать удовольствие от солнца и волн, которые обдают ноги...
фото
Что касается интерьера яхты, то все это я уже видела в реальности, но не знала теоретических определений и названий. К примеру, туалет на яхте называется гальюн.
Сергей рассказал нам интересную и довольно поучительную историю, которая свидетельствует о том, что все расстояния вширь и ввысь необходимо просчитать до того, как яхта отправится по маршруту.
Так, один капитан пошел на яхте. В какой-то момент высшая точка мачты оказалась выше линии электропередачи, которую необходимо было пройти. Капитан недолго думая поднял линию шваброй и, что логично, его ударило током. История закончилась хорошо, но желание просчитывать высоту появилось сразу.
фото
Далее мы поговорили о размерениях (почему-то в яхтинге слово "размеры" преобразовано в "размерения") и начали говорить об основных мореходных характеристиках.
На этом наш первый урок был окончен, и мы с чувством выполненного долга, легкой усталости пошли повторять изученный материал и готовиться к следующему уроку.

Урок второй

Второе занятие мы начали с короткого обзора пройденного за первый урок материала в формате "вопрос-ответ". Группа начала ближе общаться друг с другом, улыбаться и получать еще больше удовольствия от занятий.

Минут через 15 мы снова занялись серьезными теоретическими вопросами. Нам предстояло познакомиться с основными мореходными характеристиками. Тут бы пригодились хорошие знания школьной программы по физике, но увы, это не было моей сильной стороной.
Для меня, например, стало открытием, что однокорпусную яхту с мачтой и фальшкилем, перевернуть очень сложно. Нам объяснили, почему так происходит, но я не готова это воспроизвести еще раз в своем дневнике, поэтому показываю картинку.
После последнего положения на картинке яхта начинает движение в исходное положение (первоначальное – мачтой вверх, фальшкилем вниз).
фото
Что еще мне нравится – то, что в яхтинге свой язык. Сегодня добавилось понятие "задраить люки", что в простонародье означает "закрыть все окна, люки и "дверь" во внутренний салон".
Наш лектор Сергей обмолвился, что многие яхтсмены, пройдя базовый курс подготовки яхты, стараются как можно чаще использовать понятийный яхтенный язык, пытаясь показать где надо и не надо свою грамотность.
На этом же уроке очень познавательным для меня стал тот факт, что при наборе определенной скорости яхта не может развить большую сколь-нибудь видимую скорость, даже если на нее поставить еще более мощный двигатель. Это связано с волнообразованием, которое происходит при движении яхты под ней.
Объяснить в письменном виде сложно, но на рисунках получается вполне доступно.
Мы разобрали понятие дрейфа, и мне наконец-то стало более понятно, каким образом выстраивается курс яхты, а также какие факторы надо учитывать
Нам по ходу урока, кстати, был дан очень важный совет: никогда не открывать иллюминатор над штурманским столом, чтобы исключить любую возможность попадания на него воды.
Интересным был также разбор парусов. Примечателен тот факт, что в современном мире доля судов с прямым парусным вооружением крайне мала и практически не производится, везде используются косые паруса, которые мы и разбирали на уроке. Но я не могу не показать вершину дизайнерской мысли прямого парусного вооружения – яхта, принадлежащая на данный момент греческой финансистке Елене Амброзиаду и купленная по остаточной стоимости за 60 млн долларов. На яхте все сведено до автоматизма, что требует присутствия минимального количества "левых" людей, управляющих судном.
Maltese Falcon
фото
Последней темой, которую мы разобрали на втором уроке, была "Взаимодействие ветров и паруса". Поскольку я брала уроки виндсерфинга, то практический принцип взаимодействия мне дался легче, нежели его теоретическое объяснение через углы, вектора и проекции векторов.
Думаю, практика поможет разобраться в этом получше, чтобы не только понимать, как это работает, но и чувствовать своими руками.
Потому что мне лично (еще раз напомню, я слаба в физике) из нижеприведенной картинки довольно непросто сразу уловить и понять взаимодействие паруса и ветра. Но главное, если несколько раз визуально и тактильно прочувствовать, вопросов не останется, а забытая программа физики не причинит каких-либо неудобств!